“Ненан пурба”  (Благословение матери)

Наименование:  «Благословение матери»

Язык наименования: russ

Наименование: Ненера пурба

Язык наименования: chech

Тип объекта

Празднично-обрядовая культура – Ритуалы

   В этом тексте читатель ознакомится, на сколько, важно у чеченцев получить благословение матери в разных случаях жизни. На разных жизненных примерах мы расскажем, как мать достойно отправляет своего ребенка в путь, с чем бы ни сталкивала жизнь. Благословение матери помогало пройти через многие испытания судьбы, даже если это стоило жизни.  

подробнее...

В чеченской культуре женщина — исток всех нравственных начал. Существует популярное выражение у чеченцев “Ненан мотт” (материнский язык). Оно охватывает весь комплекс этики, принципы нравственного поведения и представления о человечности и добре, которые должны переселиться от матери в детскую душу.

«Некто пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)», – говорится в одном из хадисов, – и спросил: «Кому в первую очередь нужно делать добро?» Ему ответили: «Матери». «Потом кому?» – «Матери». «Потом кому?» – «Матери». «Потом кому?» – «Отцу, потом близким родственникам, потом ещё близким…» – был ответ.

Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал человеку, спросившему его о том, что такое благодеяние к родителям: «О горе тебе! А жива ли твоя мать?» Тот ответил: «Да». Благородный Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «О горе тебе! Не отходи от её ног, ведь там рай» (хадис передал Ибн Мадж)».

– «Нана (Мать)  имеет особый социальный статус в чеченской семье и в чеченском  обществе.

Ее статус в семье определяется в имени «Ц1ен-нана»- «мать очага», «мать дома». Мать дает жизнь, и хранить очаг, таким образом, мать-первооснова всего сущего. Такое содержание  вложено в определения матери в чеченском обществе. Из статуса «нана»-(матери) определяется важность и значимость пожеланий матери и ее благословений. По своей природе она может благословить только на добрые, богоугодные, общественно значимые дела, на защиту сирых и обездоленных, на защиту вдов и сирот, села и отчизны. Выполнение пожеланий матери является кровной обязанностью не только ее сыновей, которых она вскормила и воспитала, но и любого честь имеющегося молодца («Канта»).

«Рай под ногами матери»- эти слова с большим смыслом.

Только после благословения матери у чеченцев принято совершение многих дел. Вот что рассказывает Хож-Ахьмад Вахаев (1955г.), житель с. Урус – Мартан:

«Как – то раз я совершал паломничество в святые места.  С одобрения своих родственников и с благословения моей матери, я засобирался в дорогу. В тот день, когда мне нужно было выезжать, утром в мою комнату вошла моя мама и сказала, что она не хочет меня отпускать, боясь, что я не застану ее живой по приезду домой. Я немного расстроился, но виду ей не подал, и естественно, отложил свою поездку. Я понял внутреннее состояние своей матери, которое передалось и мне. В течение многого времени мне пришлось подготавливать свою маму, чтобы она была спокойна и в дальнейшем благословила меня в путь. Этим примером я хочу сказать, что даже такие священные деяния нужно совершать только с благословения матери».

Мать, согласно народной чеченской традиции, думает только о благополучии своей семьи, она принимает самое активное участие в жизни чеченского общества, если она даже не присутствует на  советах старейшин и семей, ее мнение всегда известно всем участникам совета и принимается во внимание. Именно мать в чеченском обществе является её нравственным стержнем, основой благополучия и согласия в семье и сохранения  народных традиций. Как и у других народов Кавказа, чеченская мать воспитывает в своих детях нравственные качества, поддерживает своих детей на правильном  пути. Ее слово и действия оказываются решающими в мирном разрешении самых сложных конфликтов.

В чеченском менталитете Мать является одним из столпов крепости  духа, и поэтому, охраняя её честь и достоинство, чеченцы готовы отдать свою жизнь и здоровье.

У чеченцев женщина-мать имеет особый общественный статус. Уважение к матери (как и отцу)- это священный долг каждого сына или дочери. Вайнахи говорят: «Дай-наний реза ца хилча, дуьненан балех а, эхартан 1азапех а воккхур вац олу» («Если не будут довольны тобой отец и мать, то и в жизни и после смерти ты будешь наказан, проклят»). Мужчина –  хозяин дома, а мать издревле является хозяйкой очага, а самое страшное чеченское проклятие – «кхерч байна вуьсийла хьо» («чтобы погасло в твоем очаге пламя»).

В чеченском героическом эпосе «Илли»  центральное место занимает образ матери. Она дает напутствие-благословение  герою перед его отправлением в поход.

Вот как это описывается в Илли об Альбике и Жамарзе:

Пусть мое молоко грудное

Обратится кровью гнилою,

Опоганит всю жизнь твою,

Коль забудешь ты все, что свято,

Если бросишь друга и брата,

Если струсишь в смертном бою.

 

Для меня, вдовы несчастливой –

Лучше мертвый сын, чем трусливый, –

Так промолвила сыну мать

И отправила Бибулата.

И помчался он друга и брата

От смертельной беды спасать.

 

Истинное значение, сокровенный смысл Благословения, а именно благословения матери, вместе со многими культурными ценностями до сегодняшних дней донесли, как важную традицию, наши предки.

Получить материнское Благословение – это право распоряжаться своей жизнью ради того, чтобы достичь благополучия ради общества, села, семьи, обездоленных, вдов и сирот. Мать имеет моральное право на требование к сыну при необходимости  принести себя в жертву ради сформулированных ею задач и целей.

 Приведем в качестве примера напутствие матери сыну в Илли о Хушпаре, сыне Бахадура»:

 

Струсишь – среди честных юношей

Честь твоя навек утратится.

Отправляйся, коли вызвали,

Смерти злей – боязнь постылая.

А убьют – гордиться буду я

Гордой твоей могилою.

 

Мать героя илли не имеет в этом мире никого, кроме единственного сына. В «Илли» она обосновывает свое право выдвигать перед сыном ряд требований, выполнение которых становится обязательным, поскольку мать в героических песнях – образец нравственного идеала, она направляет сына, поддерживает его, является в некотором роде спасительницей.

Вот как идет повествование благословения матери в илли

О князе Мусосте и о Сурхо, сыне Ады, живших у берегов Терека, где мать отвечает старцам, пришедшим просить у нее сына на защиту обездоленных:

 

Конь у Сурхо, сына Ады, лихой,

Сердцем герой сын Ады, Сурхо.

– Упросим мать, что Сурхо родила,

Чтобы нам сына она отдала.

К дому твоему по собственной воле пришли мы.

Нужен Сурхо нам, твой сын родимый.

Подвиг ему лишь по силе.

Сына отдай нам! – так старцы просили.

– «Старцы, окиньте вселенную взглядом!

Старцы, вы вслушайтесь в сердце мое!

Кроме Сурхо, никого у меня нет,

Он и отрада, и счастье мое.

Но родила я Сурхо моего

Не для того, чтобы нежить его.

Вам, если надо, отдам я его…» –

 

Так старикам отвечала она.

Спал ее сын и не знал ничего.

Нежно дотронувшись до него,

Сына она своего разбудила.

– «Не время спать, мой родной Сурхо,

Время вставать, дорогой Сурхо,

Утром совсем не для сна наступило».

– «Ты разбудила меня, родная,

Но для чего разбудила – не знаю.

Что же случилось – ответь, родная!»

– «Старцы аула пришли за тобой.

Старцы просили тебя им отдать.

Я им не в силах, мой сын, отказать.

Если они твою душу потребуют –

Вырви из тела, отдай им душу…»

Велико сердце любящей матери. Матери, которая в страданиях рожает детей и первая учит их мудрым законам предков, чтобы потом, когда они станут взрослыми, жить в постоянном страхе за них. Она добывает огонь и поддерживает его всю ночь, выделывает шкуры и сукно из шерсти, обшивает семью, варит пищу, а сама ест то, что остается после детей. Мать ложится спать последней и встает первой. Это она – женщина – дает начало жизни.

Получить материнское Благословение – это значит вернуть себе энергию жизни, необходимую каждому. Суть благословения в том, что мать создает вокруг ребенка своеобразный защитный кокон, который не позволяет ему попадать в неприятности и направляет все действия, на которые благословила мать, в правильное русло. Материнское благословение является самым сильным оберегом, считается, что человек, которого благословила мать, становится неуязвимым. Ее любовь защищает от негативных влияний.  Если на землю пришла беда, ели враг топчет землю – она, не задумываясь, отдаст своих сыновей Родине, Отчизне. Очень много в истории нашего народа примеров доблести, мужества, верности долгу сыновей, ушедших на фронт очистить землю от фашисткой скверны.

Одним из таких героев был и  житель с. Курчалой  Муслуев Солт –Ахмед Муслуевич (1920г.) который ушел на войну совсем молодым парнишкой и прошёл фронтовые дороги Великой Отечественной.

Предыстория такова. Видя, что многие его односельчане  уходят на фронт, душа его тоже  рвалась на защиту своей родины. Но все время в военкомате ему давали отсрочку из-за возраста.

Наш герой тешил себя тем, что наступит и его час, но мысль что ему надо просить благословление матери постоянно терзало его душу. Дело в том, что по чеченской традиции собравшийся на войну сын должен получить благословение матери.

Статный, высокий, красивый,   он встал перед взором матери, которая еле сдерживала слезы.

«Сынок, родной мой, я благословляю тебя. Я только сегодня поняла, что у меня вырос сын. Ты должен с честью  нести имя  своего рода,  я буду в молитвах каждый день просить Всевышнего, чтобы он  оберегал тебя».

Несколько лет тому назад, когда состоялась встреча с этим интересным человеком, он рассказал, как тяжелы были минуты расставания с матерью, как он прильнул на прощание к ее груди, как он ощутил необъяснимое тепло и это  материнское тепло пронес он через  всю свою жизнь.

     Например, в одной фронтовой песне чеченский боец обращается к матери: “Если придет плохая весть обо мне, будь готова ты к этому. Жестока война, но наша победа недалека. Я готов сегодня умереть в газавате”.

Чеченский писатель М. Мамакаев пишет: «Собственный очаг (ц1а) и благословение детьми отца было для чеченца целью и сутью его жизни».

В традиционной культуре чеченцев был развит институт уважения и почитания женщины как матери, как хранительницы очага.

Наши предки ценили и уважали ту, которая берегла их очаг, их дом, охраняя его от исчезновения своим трудом, обеспечивая настоящий тыл горцу.

В Чечне, в селении старые Атаги Грозненского района, в 30-е годы прошлого века жила 120-летняя старуха Вагапова Нана. Выйдя замуж в 18 лет, она беспрерывно, в течение более 100 лет, поддерживала огонь в очаге дома своего мужа. Говорили, что не было случая, чтобы даже в жаркие летние дни огонь потух в ее очаге. В старину это являлось обязанностью и делом чести уважающей себя женщины-хозяйки.

Жительница чеченского селения Ахки-Барз Кемси Ибрагимова вышла замуж в 1884 году. В первую же ночь она разожгла огонь в очаге в доме мужа и поддерживала его в течение 60 лет. Вечером она засыпала угли золой, а утром вновь раздувала их. До 1944 года она ни разу не дала затухнуть очагу, хотя в доме были спички, керосин и т.п.

В доме чеченца жена была  полновластной хозяйкой. Свободная от тяжелых и опасных работ, она всецело посвящала себя семье, воспитанию детей, и прялка и швейная игла для нее были тем же самым, что для мужа топор. У чеченцев было принято считать всякое преступление, совершенное в помещении с очагом, неизмеримо более тяжким, чем такое же деяние, совершенное вне такого помещения.

Еще в устной поэзии облик матери приобрел пленительные черты хранительницы очага, все умеющей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорбленных и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты в народных сказках и народных песнях. Народ всегда чтил Мать! Не случайно в народе также живет много хороших, ласковых слов о матери. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но они очень часто повторяются в жизни и переходят из поколения в поколение. Это легенды и предания о том, как женщины-матери спасали своих детей, своих родных.

Мать самый дорогой и близкий человек. Она дала жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – лучший друг, мудрый советчик. Мать –ангел-хранитель. Не случайно многие писатели и поэты, создавая свои произведения, черпали вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.

Вот как описывают образ матери в своей одноименной повести « Когда гибнут сыновья» писатели Саид Чахкиев и Генадий Русаков, чье сердце благословляет своих шестерых сыновей на войну.

Сердце матери разрывается на части, глядя на сыновей, которым завтра идти  в самое пекло войны. Мать, уложив спать своих ненаглядных кручинушек, гладит их вещи и укладывает в  солдатские вещмешки, готовя  сыновей в дальнюю дорогу, на фронт. При этом женщина напевает грустную мелодию, в стиле чеченских народных узамов: «Хьо делха ма делха кийрара дог. Хьо 1ийжа ма 1ийжа ва дилха дог!» ( Ты не плачь мое сердце, Ты не стони мое сердце).

Она отпускает их  без истерических стенаний и судорожной суетливости, прекрасно сознавая, что отправляет их в самое пекло смертоносной бойни. Внешне мать спокойна, она где-то и подбадривает приунывшего мужа, загрустившего перед разлукой. Мать ведет себя  достойно, как и подобает чеченской матери, без истерических рыданий и судорожной суетливости. Над Родиной нависла угроза, значит, ее повзрослевшие сыновья с оружием в руках должны защищать  Отечество от непрошенных гостей. Иначе как ей смотреть в глаза другим женщинам, чьи сыновья самоотверженно проливают кровь на поле брани. Это и есть образ настоящей чеченской матери, которая благословляет своих сыновей на войну.

У старых родителей был единственный сын. Они его очень любили, лелеяли и оберегали. Когда сын подрос, отец и мать подарили ему прославленного в горах скакуна,  также седло, сбрую и воинские доспехи. Но, боясь, что с ним случится неладное, не выпускали его из дому. Однажды сельская молодежь собралась на прогулку в горы. И единственному сыну родителей тоже захотелось поехать с ними.

Сын подошел к родителям:

-«Отпустите и меня с молодежью села. Хотел бы посмотреть на мир. Я жажду сделать глоток холодной родниковой воды. Увидеть утром восходящее солнце, а вечером любоваться звездным небом. Я хочу увидеть, как ветерок раскачивает, дождь омывает, как на горных склонах солнце согревает пестрые цветы. Мне очень хочется увидеть, чтобы умыться утренней росой выходящего косуленка, по своим деткам соскучившегося седого оленя послушать, оглушая ущелья и горные кряжи от голода ревущего на волка поглазеть… Отпустите меня с ребятами на мир посмотреть».

Отец: – «Нет, сынок, не поезжай. Я не даю тебе согласие!».

Мать: – «Я никогда не прощу тебе, сынок, если поедешь!».

Сельские молодцы поехали в горы, а единственный сын родителей остался свой очаг и дом сторожить.

Еще спустя некоторое время сельская молодежь   снова собралась поехать на охоту. К отцу и матери подошел сын. Он сказал:

– «Отпустите меня с ребятами на охоту. Я бы хотел увидеть, как горный гордый сокол, нападая на свою несчастную добычу, когти накладывает. И, очутившись в его острых когтях, увидеть, как, обреченная маленькая птичка бьется на смертном одре. Прицелившись прямо в сердце, поразить этого гордого сокола, по небу пух развеивая.  Освободившись из когтей этого сокола, послушать, почуяв желанную свободу, высоко в небо взлетев, как поет эта маленькая птичка. Я бы хотел, чтобы уберечь от меткого глаза охотника, остановившись в задумчивости, далеко взметнув свой ясный взор, на горной ступеньке, гриву скинув стоящего на гордого тура посмотреть. Притаившись, медленно подойдя к нему, тело пожалев, прицелившись стрелой между рогов, кожу содрав со лба, вспугнув его, доказать ему, что на свете есть и зорче его. Мне бы хотелось, вспугнув горную козочку, поймать ее и доказать, что на свете есть и зорче ее. Глядя на ее бездонные красивые глаза, словно звезды в синем небе, приласкав ее, отпустить. Доказать ей, что на свете есть кроме жестоких охотников и сердобольные люди. Отпустите меня с ребятами на охоту».

Отец: – «Не разрешаю, сын мой. Не езжай!».

Мать: – «Я не прощу тебе, сын, если поедешь!».

Низко опустив голову, ушел сын. А его сверстники поехали на охоту. Без согласия родителей не отлучался сын. И вдруг неожиданно горькая весть пришла в горы, мол, коварный враг наступает. Он несет оковы, чтобы заковать горцев, пленив их, закабалить. Сельчане-мужчины выступили против непрошенных врагов. Заточили тупое, заполнили пустое. Отец единственного сына задумался:

– «Если мой единственный сын уйдет на войну, если его убьют, я останусь без наследника, погаснет мой очаг. Нет, я тайком должен пойти на войну вместо него и уберечь его от тяжких последствий» – решил отец.

Переодевшись  в старую кольчугу, опоясавшись преданным оружием, отец пошел тайком от сына на войну, чтобы сразиться, где надо, чтобы погибнуть, если потребуется. Он встал в ряды воинов, которые раньше его оказались на поле брани. Особенно мужественно сражался один незнакомый ему воин. Лицо его было прикрыто от посторонних глаз. На нем была булатная одежда, в руке, словно молния, сверкающий кинжал. Удивились старик и те, что были с ним. Подозвав одного молодца, старик спросил:

– «Кто этот воин, который так лихо воюет? Из какого он села? Из какого он тайпа? Кто его отец, кто его мать?».

Молодец ответил:

– «Он твой сын, отец! Единственный твой сын! Хорошего сына ты, оказывается, воспитал. Долгих лет ему жизни!».

Но трудно было сказать, что этот сын долго проживет… Он собрал все свои силы, чтобы уничтожить врага. Все, как один, напали на сына-героя. Сын упал. Погиб герой. Тогда атаковали врагов горцы. Уничтожили их. Оставшихся в живых, прогнали. Много трупов врагов осталось на поле брани.

Когда закончилась схватка, сделав из копей и саблей саван, укрыв его черной буркой, понесли воины этого сына-героя в родное село, где жил, во двор матери.

Отец: – «Эй, мужчины!» Погодите!»

Остановились люди. Послушали люди.

Отец: – «Мужчины! У меня не хватит силы сообщить матери эту скорбную весть. Я боюсь, что эта весть убьет и мать. Нет ли среди вас человека, который на чистом, скромном чеченском языке смог бы сообщить матери о смерти единственного сына?».

Все склонили головы. Умолкла без звука молодецкая и воинственная толпа. Спустя немного времени, из толпы вышел седой, как гора Башлам, старик.

Он произнес: – «Принесите мне дечиг-пондар, я расскажу матери, как погиб ее единственный сын, у нее хватит силы воли перенести эту страшную весть!».

Принесли дечиг-пондар. Напряглись струны пондара. Начал звучать пондар. Со своим пондаром вперед вышел старик. Вышла мать, родившаяся сына. Она увидела безмолвно, склонив головы, грустно стоящий военный отряд. Услышала звуки звучащего, плачущегося пондара. На саване лежал труп неизвестного солдата…

Звучал пондар. Плакал пондар, как песнь ночной птицы, переливаясь в звуки холодного родника. Звучал пондар, напоминая песню матери, убаюкивающей свое чадо перед сном. Пондар рассказывал, как мать воспитывала своего единственного сына, нежно любя… Рассказывал о великой и святой материнской любви. И вдруг струны пондара издали клекот соколиный. Он говорил, каким смелым и мужественным был воспитан ее сынок… И, вконец, как – будто в унисон друг другу, глухо зазвучал пондар. Казалось, булатные сабли, как – будто касаются о дверной косяк, когда враги, растерянные, крича, начали собирать оружие. Казалось, в разгар боя одежда смелого бойца издавала булатные звуки. Они рассказывали, как убил сын-герой врагов. В конце какие-то светлые, чистые звуки начал издавать пондар, они звучали, словно лучи солнца. Казалось, они рассказывают о красоте Родины, счастливой жизни. О величии Родины и тех, кто умножал славу Родины. Об их бессмертии.

Плакал пондар. Рыдал пондар.

Слушала мать, родившаяся сына. Она видела в саване труп. Безмолвно, низко опустив головы, стояли бойцы. Поняла мать… Сын, укутанный в саван, – ее сын. Единственный. Впервые вышел он из дома без материнского благословения. Он мужественно боролся с врагом. Он уничтожил много их. И сам погиб. Погиб, чтобы вечно жить. Так говорил пондар. В скорбь превратилась его песня.

Плакал пондар. Рыдал пондар.

Жгучие слезы потекли из глаз матери… К глухо стонавшему пондару, прислонилась мать сына.

Плакал пондар. Рыдала мать.

Когда мать приподнялась, дека пондара была изрешечена, вся в дырках. Горючие слезы матери прожгли ее. Еще сильнее прозвучали звуки пондара. Они уносились далеко в глубь горы. Они и сейчас рассказывали о глубокой скорби в душе матери, горечи, страданиях…

Плакал пондар. Рыдал пондар.

Выпрямив спину, встала мать сына.

Мать: – «Я простила тебя, мой сын!» – вскрикнула мать.

«И мы простили тебе, наш герой!» – раздался крик в толпе.

«И мы простили тебе, наш герой!» – издали откликнулись соседние горы, реки, родники.

Плакал пондар. Рыдал пондар…

Капали материнские слезы… Лились, сжигая святую землю…

Нет ничего сильнее и чище на свете, чем материнская любовь. Благословение матери – самый мощный оберег для человека. В нем человек может черпать силы, мужество, и бесстрашие даже в самые трудные минуты жизни……

В давние времена, в одном горном селении, на границе с Грузией, жил молодой человек. Был он не по годам умным, мужественным, воспитывался в правде и справедливости. С ним посоветоваться приезжали даже люди из соседних сел. Он с легкостью, на стороне правды, распознавал хитрость врага. Не делил он на богатых и бедных,  когда устанавливал справедливость.

Несмотря на то, что его любили праведные люди, были и те, которым он был не угоден.  В селе было совершено преднамеренное убийство, собрав все ложные улики, все это свалили на одного бедного человека. Наш герой заступился за него и это заступничество обернулось для него неминуемой гибелью. Видя, что  ее единственный сын находится в беде, мать нашего героя всячески пытается его спасти, но силы неравны. Парня приговорили к смертной казни. Мать просит встречи с сыном. Сердце ее разрывается от безысходности, но она пытается поддержать сына.

-«Сын мой, когда я встретилась с князем, он обещал что примет правильное решение. Знай,  если ты меня увидишь в белом одеянии,  что справедливость восторжествовала, если в черном одеянии, то нет». Вот и настал день смертной казни молодого человека. Собралось много людей. С мешком, натянутым на голову, привели и его. С мыслями, что на все воля Аллаха, готовый достойно принять смерть, среди большого количества  людей молодой человек, оглядываясь, искал свою мать. Но он ее не находил. Огласили смертный приговор. Второй раз, оглянувшись, увидел он  вдали свою мать в белом одеянии. В душе молодого парня промелькнула мысль – «справедливость восторжествовала!». Но это было не так. Страшные люди решили его судьбу иначе. А мать шла к своему сыну с улыбкой на устах. Сквозь слезы, со стоном на душе она вдохновляла, благословляла своего единственного сына в последние минуты его короткой жизни на крепость духа и бесстрашие. На лице у бесстрашного парня была улыбка. Без вины осужденный парень видел свою мать в белом одеянии, и он улыбался. Сын достойно принял казнь.  Мать видела своего сына, который смотрит на нее улыбаясь, улыбнулась она ему в ответ. « О, Всевышний, сегодня перед всем этим народом, мой сын покидает этот неправедный мир и обретает спокойствие в ином мире, Ты дал ему силы не склонить голову перед врагом!». Это были страшные стенания, крик ее души. В тот миг, чувствуя  всю боль и горе этой бедной женщины, сила природы отомстила за сына. Страшной силы гром и молния грянули в эти минуты. Пронесся с неистовой силой ураганный смерч. Такова грустная история матери и сына.

«Материнская молитва со дна моря достанет» – эта пословица давно уже стала притчей во языцех. Сказана она не ради красного словца. Это истина, актуальная во все времена, подтвержденная бесчисленными примерами удивительной силы и действенности молитв миллионов матерей. Святая материнская любовь способна преодолевать любые преграды, и творить настоящие чудеса. В этом смысл ее жизни. Любовь к своему малышу для нее также естественна, как цветение садов весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает ребенка. Мать приобщает дитя к жизни. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатство разума, мысли и чувства народа. Она наполняет его духовной силой, помогает постичь вечные ценности.

ИНФОРМАТОРЫ

ВИДЕОМАТЕРИАЛ

Место бытования

Страна: Российская Федерация

Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения

Чеченская Республика

Район: Все районы Чеченской республики

Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики. Места компактного проживания чеченцев. Страны СНГ и Европы.

Классификация ОНН

Система классификации: Ритуал

Текущее бытование ОНН

Страна: Российская Федерация

Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения:

Чеченская Республика

Район: Все районы исповедующие ислам

Населенный пункт: Все населенные пункты Чеченской Республики. Места компактного проживания чеченцев. Страны СНГ и Европы.

Сведения об особенностях ОНН

Тип особенности: Риск исчезновения

Краткий текст: нет опасности 

Тип особенности: Исключительность/Ценность

Краткий текст: чеченцев принято  во всем просить благословение матери

Тип особенности: Способы передачи традиции

Краткий текст: Естественным, путем преемственности из поколения в поколение 

Тип особенности: Форма бытования

Краткий текст: В настоящее время существует практически без изменений или же аутентичное бытование  

Тип особенности: Этнологический аспект

Краткий текст: Мать для чеченца священна, и ее благословение имеет важную роль

Сведения о действии над/с ОНН

Тип действия: Сохранение

Исполнитель действия: ГБУ “ЦНТ”. Почтовый адрес:364020, ЧР, г. Грозный, ул. Деловая 19/65,

 телефон 8 712 22 29 73,  Межидова Р.Х.,  методис, отдела методической и клубной работы.

Тип действия: Популяризация: ГБУ “ЦНТ”. Почтовый адрес:364020, ЧР, г. Грозный, ул. Деловая 19/65, телефон 8 712 22 29 73, Межидова Р. Х., методист отдела методической и клубной работы

Исполнитель действия: ГБУ “ЦНТ”. Почтовый адрес:364020, ЧР, г. Грозный, ул. Деловая 19/65, телефон 8 712 22 29 73, методист отдела методической и клубной работы

Принадлежность ОНН

Принадлежность: Традиционная чеченская культура

Ключевые слова

Ключевое слово: 

Мать

благословение

чеченцы

нравственность

традиция

Напутствие матери

пожелание удачи

Лицо, имеющее отношение к ОНН

Тип ответственности: носитель

Фамилия лица: Мунаев

Имя Отчество лица: Исмаил

Даты: 1949г.

Место работы/адрес: Носитель традиций 

Тип ответственности: Носитель 

Фамилия лица: Шатаева

Имя Отчество лица: Захра

Даты: 1956г.

Место работы/адрес: ГБУ «ЦНТ»

Тип ответственности: носитель

Фамилия лица: Вахаев

Имя Отчество лица: Хож-Ахьмад

Даты: 1955г.

Тип ответственности: носитель

Фамилия лица: Салатаев

Имя Отчество лица: 1ела

Даты: 1959г.

Тип ответственности: носитель

Фамилия лица: Абдулхакимов

Имя Отчество лица: Махмуд Максудович

Даты: 1949г.

Организация, имеющая отношение к ОНН

Тип ответственности: Министерство культуры Чеченской Республики

Название организации: ГБУ “ЦНТ”

Местонахождение: РФ,ЧР.г.Грозный, улица Деловая 19/65

Источники информации об ОНН

Классификатор ссылок: Литература

Ссылка на полный текст (url): http://orga.narod.ru/folklor/c215.htm

Регистрация ОНН

Наименование организации: ГБУ  “Центр народного творчества”

Адрес организации: 364020,ЧР, Грозный, ул.Деловая 19/65

ОНН зарегистрирован: ГБУ «ЦНТ» ЧР , Номер: CHECH018.

Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение «Центр народного творчества»  Чеченской Республики.

 

 

 

Post Your Comment Here

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *